Финны ставят амбициозные цели
в рамках проекта "Школы Хельсинки-2001. Информационные технологии"
Наша соседка по купе в поезде "Москва-Хельсинки", частая гостья в Финляндии,
делясь своими впечатлениями о стране, уверенно заметила: отличительная черта
финнов в том, что они любят все новое. Действительно, почти каждый житель
Суоми от мала до велика использует сотовые телефоны, по телевидению
показывают рекламу не банка, а ... его сайта в Интернете, магазины и офисы
нашпигованы самым современным компьютерным оборудованием. Поэтому название
программной статьи директора управления образования Хельсинки Лаури Турья в
журнале европейского образования "Контекст" "Каждому школьнику - свой
почтовый ящик в Интернете" выглядит в этом ряду вполне закономерным.
- Наша цель амбициозна, - пишет Лаури Турья, - в рамках проекта "Школы
Хельсинки-2001. Информационные технологии" каждое образовательное учреждение
в городе будет подсоединено к Интернету. Все директора, учителя и учащиеся
будут иметь персональный доступ в сеть. Очень важно, что основные навыки
использования информационных технологий дети получат уже в
общеобразовательной школе, что такие возможности открываются не только для
элиты, но и всех молодых людей.
На проект, рассчитанный на пять лет, мэрией города выделено 35 миллионов
долларов! Эти деньги пойдут не только на обновление парка машин и
телекоммуникационную связь, но и на создание специальных групп технической
поддержки, которые будут работать как скорая помощь, если в школах с техникой
что-то сломается или там не будут знать, на какую кнопку правильно нажать. В
рамках проекта предусмотрена разработка педагогического сопровождения работы
с Интернетом, специального программного обеспечения. Исследовательская группа
будет изучать последствия внедрения информационных технологий, анализировать
запросы пользователей и главное эффективность всего проекта.
Пока, конечно, еще не все школы подключены к Интернету, но, надо заметить,
компьютеры с модемами есть у 50 процентов финских семей. Полностью
информатизирована и работа самого управления образования. В фойе здания, где
оно расположено, создан специальный информационный центр. Любой посетитель
вправе получить здесь информацию об образовательных услугах, воспользоваться
многочисленными проспектами, базами данных. Тут же можно узнать даже о том,
что в данный конкретный момент делает директор управления. На наших глазах
сотрудница информационного центра связалась с компьютером приемной Лаури
Турья и сообщила, что по плану у него вот-вот должно закончиться совещание, а
затем - наша встреча.
В небольшом уютном кабинете руководителя управления в глаза сразу бросается
самый современный компьютер. Причем сразу видно, что это не деталь оформления
помещения, а рабочий инструмент. Поэтому наш первый вопрос был о том, как
руководитель департамента использует Интернет. Кто и что пишет по его
электронному адресу?
- В основном директора, редко кто-то из учителей, те, кто знает меня лично,
советуются, советуют. Часто присылают жалобы родители и иногда ученики. Я
направляю их претензии руководителям учреждений, чтобы они разобрались. Через
электронную почту общаюсь со своими сотрудниками, причем последние сообщения
от них иногда приходят в час ночи. Боюсь, когда мы реализуем свой проект,
поток писем сильно возрастет, и я уже не смогу с ним справиться.
Кстати, все официальные документы из управления образования теперь
рассылаются только через Интернет, без бумажной копии, а в прошлом году
обсуждение базисного учебного плана впервые прошло тоже в электронном
варианте.
"Мы так привыкли к информационным технологиям, что становимся беспомощными,
когда какая-нибудь умная система вдруг выходит из строя", - смеются финны.
|